Согласно стандартам, которых придерживаются неврологи и логопеды, в 2 года ребенок должен проявлять хотя бы простейшие коммуникационные навыки. Это мнение правильное, однако есть нюанс: в современном мире стандарты серьезно «размылись». Иногда случается так, что в 2 года ребенок вовсе молчит, но позже догоняет и даже обгоняет сверстников в развитии. А иногда бывает, что малыш обнадеживает родителей тем, что начинает говорить раньше одногодок, но проблемы проявляются позже.
Ребенок может не говорить в 2 года, более детально здесь, из-за задержки речевого развития (ЗРР), а может из-за задержки психоречевого развития (ЗПРР). В первом случае, который бывает чаще, помимо отсутствия коммуникации, никаких проблем нет. Ситуация относительно просто исправляется. А вот при наличии ЗПРР все сложнее, и важно рассмотреть дефект как можно раньше.
Вывод: отсутствие речи в возрасте двух лет – это далеко не всегда признак серьезного заболевания, но расслабляться не стоит. Обращайте внимание на другие симптомы. О них – далее.
Что указывает на наличие патологии при отсутствии речи в 2 года
-
Ребенок не только молчит, но и не понимает речь, когда к нему обращаются. Двухлетний малыш должен понимать простейшие слова, даже если еще их не озвучивает.
-
Ребенок не просит ничего. В таком возрасте в сознании здоровых детей уже должна быть установлена причинно-следственная связь: дабы что-то получить, нужно попросить маму или папу. Хорошим признаком является даже то, что малыш просто указывает пальцем на интересующую вещь.
-
Ребенок не использует указательный жест. В раннем возрасте это своеобразный заменитель речи. Обычно дети применяют жест уже до 1 года.
-
Отсутствие интереса к простейшим играм.
-
Отсутствие эмоции радости.
-
Аномально плохая моторика. Например, невозможность собрать примитивную пирамидку.
Если вы заметили у своего ребенка один из вышеперечисленных симптомов, обратитесь к специалисту.
Норма речевого развития
Хоть мы и отметили выше, что стандарты – это условный ориентир, все же есть навыки, которые отмечаются у подавляющего большинства детей.
-
1-2 месяца. Ребенок меняет интонацию крика в зависимости от настроения.
-
2-3 месяца. Гуление, то есть умение произносить отдельные звуки.
-
4-5 месяцев. Ребенок предпринимает попытки повторять слова за родителями. Используются звуки и слоги, которые были изучены в период гуления.
-
8-14 месяцев. Первые простейшие слова: мама, папа и т.д. Возможна замена названий предметов простыми звукосочетаниями. Например, машина – би-би.
-
2 года. Ребенок умеет составлять словосочетания (2-4 слова). Продолжается период активного познавания мира: малыш часто спрашивает «что это?».
Как видим, отклонение от нормы можно заметить еще до 2 лет. Обнаружение такового – не причина для паники, но повод посетить специалиста.
Ребенок не говорит в 2 года: причины
Отсутствие речи может быть физиологическим дефектом. Такое происходит при тугоухости и других проблемах со слухом, слабости мышц рта и лица, заболеваниях нервной системы и головного мозга, неправильном развитии языка, губ, неба. Причиной могут быть наследственные болезни и психические недуги (например, аутизм).
Иногда ребенок молчит в два года из-за плохой обстановки в семье. Постоянные ссоры и скандалы, неправильное воспитание – все это может негативно сказаться на речевом развитии. Кроме того, причиной может стать отсутствие семьи вовсе.
Другие причины:
-
родители делают все за ребенка. У малыша отсутствует необходимость просить, выказывать недовольство, над чем-то задумываться. Чрезмерная забота и опека – не всегда хорошо;
-
попытки родителей научить ребенка говорить как можно раньше. Малышу можно лишь иногда помогать, наталкивать на правильные мысли. Слишком сильное давление на неокрепшую психику может привести к сбою в развитии;
-
игнорирование ребенка родителями. Дети не учатся говорить самостоятельно – они наследуют речь мамы и папы. Постоянное отсутствие родителей негативно сказывается на коммуникационных навыках.
Профилактика и лечение
Первое, что стоит сделать родителям, дабы избежать сбоев в речевом развитии ребенка, – избегать ошибок, описанных в предыдущем разделе. Важно соблюсти баланс: нельзя чрезмерно давить на малыша в процессе обучения, но и не стоит уделять этому делу слишком мало времени.
Желательно, чтобы родители активно общались между собой. Ребенок – это «губка», которая со временем начинает впитывать все больше слов. Избегайте чрезмерного шума в доме. Не включайте слишком громко телевизор или компьютер. Перед тем, как начать работу с инструментами (дрель, болгарка), лучше заберите ребенка в другое место: например, к бабушке и дедушке.
Общение со сверстниками – это великолепно. Позволяйте ребенку контактировать с одногодками. В игровой обстановке малышу легче обучаться. Когда ваше чадо произносит отдельные слоги или звуки, демонстрируйте радость. Во время разговора с ребенком не сюсюкайте, не изменяйте слова. Пусть ребенок сразу воспринимает правильное произношение. Можно лишь иногда покривляться: надуть щеки, высунуть язык, стянуть губы – повторяя эти действия, ребенок тренирует мышцы. И, конечно, читайте ему много стишков и сказок.
Если вы заметили проблемы с речью у малыша, обратитесь к специалисту. Характер лечения зависит от причины возникновения дефекта. Чтобы ее определить, ребенка осматривает невролог, отоларинголог, психолог и логопед. Если причиной являются проблемы со слухом или нервной системой, лечением занимается, соответственно, отоларинголог или невролог.
В случае задержки речевого развития поможет логопед. Это могут быть как индивидуальные, так и групповые занятия, на которых детей стимулируют к коммуникации.
Если причиной стала плохая обстановка в семье, с ребенком занимается психолог, который восстанавливает психоэмоциональное состояние малыша.
Как уже было сказано выше, двухлетний «ребенок-молчун» – это не всегда повод для паники. Однако игнорировать отсутствие речи не рекомендуется. Проведите обследование у специалистов – это не отнимет у вас много времени и сил. Также не забывайте об описанных профилактических мерах.