Павел Барбул считает, что госконцерн Укроборонпром после структурной реформы рискует не только не улучшить свою работу, а напротив – работать еще менее эффективно, чем сейчас.
По его мнению, здесь необходимо как можно скорее обозначить существующие проблемы. Ведь от этого зависит эффективность функционирования оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Украины. Важно, отмечает Барбул Павел Алексеевич, следующее: на ГК возложены определенные задачи и функции – создавать качественное вооружение, боеприпасы, военную технику и т.д. В общем, укреплять оборону страны, и реализовывать продукцию на внешних рынках. Но для этого нужно, чтобы этим задачам соответствовала сама структура, его внутренняя организация.
Тогда как несоответствие между задачами и структурой может отрицательно сказаться на способности нашего государства вовремя (и в полной мере) отвечать на актуальные вызовы и угрозы – особенно в данный период времени противостояния российской агрессии.
Павел Барбул указывает, что все части структуры управления ГК должны быть согласованы друг с другом так, чтобы он мог выполнять свои функции. При этом, а количество научно-производственных объединений, которые планируется создать в результате реформы, тоже должно быть объективно обусловлено.
То есть, внутреннюю организацию госконцерна нужно упорядочить таким образом, чтобы она не была громоздкой и еще менее управляемой, чем сейчас.
И конечно, если государство хочет полной реализации возможностей Укроборонпрома, то необходимо постараться обеспечить максимально стабильную работу тех предприятий, что в него включены. Под стабильностью Барбул Алексеевич понимает, прежде всего, выпуск продукции качественно и в четко отведенные для этого сроки.
Павел Барбул: взаимозависимость задач и организационного строения министерства
Ключевым внутренним заказчиком продукции, что выпускает Укроборонпром, является Министерство обороны Украины. Но, кроме этого, это самые разные госорганы – то есть почти все «силовики», которым необходимо оружие. И здесь, полагает Павел Барбул, следует задать вопрос – есть ли при данной задаче потребность в создании внутри госконцерна новых структурных подразделений да еще и перевод их на «коммерческие рельсы»?
Укроборонпром, для решения своих задач должен усовершенствовать свою систему управления. Однако целесообразно реформировать ее «органически», естественно, идя при этом от реальных нужд производства.
То есть, эффективность деятельности госконцерна будет зависеть от того, насколько его реформа будет соответствовать возложенным на него функциям. При этом его цели и задачи должны стоять на первом месте, поэтому компании внутри него следует объединять в холдинги по конкретным направлениям деятельности – судостроительный, бронетанковый, аэрокосмический и т.д.
За период независимости Украины организационно-функциональная структура двигалась в сторону корпоратизации, постепенно уходя от государственного управления и финансирования. Изменялось его административно-правовое регулирование, уточнялись функции и возможности, изменялись структурные подразделения. Изменения в задачах министерства, происходившие за период с 2014 года, когда было объявлено о прекращении сотрудничества с РФ и ориентации на страны Европы и НАТО, не могли не сказаться на их современном состоянии. Примерно с этого момента концерн вышел на безубыточный уровень работы.
Однако, считает Павел Барбул, нельзя не назвать и ряд проблем. Например, предприятия, входящие в Укроборонпром, отчитываются о стабильно высоких доходах, однако их фактическое состояние зачастую оставляет желать лучшего. С помощью манипуляции данными в отчетности скрывают, что их производство находится в полном упадке, к тому же, предприятия, входящие в госконцерн, постоянно переносят сроки изготовления тех или иных заказов. И пока Укроборонпром шел на дно, зарплата его генерального директора, наоборот, выросла как никогда.
Рекомендации по управлению сферой оборонной промышленности
Барбул Павел Алексеевич замечает, что на современном этапе госконцерн, а в перспективе акционерное общество, должно сконцентрироваться на формировании более ответственного подхода к выполнению заказов.
Одним из ключевых для соответствующей сферы вопросов, требующих эффективного управления, является инвестирование в развитие производства. Потому что процент, полученный от прибыли предприятий, входящих в госконцерн, и направляемый затем на это развитие – никак не определен. Хотя понятно, что часть прибыли обязательно должна идти на совершенствование выпускаемой продукции, а значит – на переоборудование производства.
В то же время рост заработной платы руководителей предприятий Укроборонпрома, в том случае, если продукция приносит прибыль как раз хорошо прописан. Ситуация, разумеется, несколько абсурдная. Появляется подозрение, что именно директоры этих предприятий, будучи «материально заинтересованы», блокируют любые инициативы инвестировать часть заработанных денег в развитие.
В любом случае, как показывает Павел Барбул, определение задач, функций и полномочий Укроборонпрома должно осуществляться с учетом того, что оно происходит не в условиях мирного времени, а для особого периода – гибридной войны.
Перечень факторов, влияющих на реформу, не ограничивается лишь указанными проблемами. Однако и их вполне хватает – показатели выполнения государственного оборонного заказа неуклонно снижаются. А это совершенно недопустимо в рамках тех процессов военного строительства, что происходят в Украине в настоящий момент.