У женщин — долгая и интересная связь с виски. Они изобрели перегонный куб, занимались контрабандой во время сухого закона и в конечном итоге привели к его отмене. Многих женщин вообще сожгли на костре из-за продажи крепкого алкоголя в период Средневековья. Сейчас, чтобы купить виски в интернет-магазине, не нужно указывать свой пол. Однако, несмотря на весомый вклад женщин в становление и развитие этой категории крепкого алкоголя, многие до сих пор, по общепринятому мнению, считают его мужским напитком.
Немного познавательной статистики
Не так давно компания Future Laboratory провела исследование, в котором подтвердила, что 37 % современных потребителей виски — женщины. Для сравнения, в 1990 году его пили только 15 % представительниц женского пола. Конечно, это далеко не половина всех потребителей, но все же весомая часть.
Почему виски — преимущественно мужской напиток
Первая причина — пережитки морали времен сухого закона. В то время виски ассоциировали с внебрачными связями. Его повсеместно продавали в публичных домах, как только заметили, что это увеличивает прибыль от проституции. Исследование The Atlantic утверждает, что в 1850-х годах в Нью-Йорке девушки легкого поведения ежегодно зарабатывали практически два миллиона долларов с продажи крепкого напитка клиентам.
Даже когда сухой закон отменили, утверждение о том, что употребление женщинами спиртного в общественных местах и их непристойное поведение взаимосвязаны, прочно укоренилось в сознании американцев. В некоторых штатах девушкам даже запрещали появляться в барах без сопровождения супруга — вплоть до середины XX века.
Это заблуждение касалось не только баров, но и винокурен. Под влиянием институционализированного страха женщин отстранили от работы на ликеро-водочных заводах. Им также приходилось всячески бороться со странными суевериями, например, запретом на подъем по лестнице к перегонному кубу.
Поскольку женщины не могли употреблять алкоголь на людях, а потом и производить его, то употребление и изготовление виски постепенно стали прерогативой мужчин.
Гендерные стереотипы в рекламе виски
Рекламщики также сыграли важную роль в восприятии крепкого напитка как мужского. В то время преобладали три типа рекламы под разными слоганами:
- «Мужчина, которым вы хотите быть». В центре рекламной кампании — известный человек, ассоциирующийся с мужественностью. Например, Джеймс Бонд.
- «Мужчина, похожий на вас». Второй подход — немного тоньше. Он основан на демонстрации человека, похожего на целевую аудиторию, но с заметно лучшей жизнью. Получается, единственное, что стоит между определенным человеком и этой роскошью, — это выбор виски.
- «Если вы пьете виски, вы нравитесь женщинам». Это самый неприятный и даже сексистский маркетинговый прием из всех перечисленных.
К счастью, в последние годы ситуация улучшилась. Например, Джулия Ритц Тоффоли основала в Нью-Йорке клуб «Женщины, которые пьют виски», призванный разрушить множество стереотипов.