В последние годы система, обеспечивающая потребности Украины в нефтяной продукции, сильно изменилась. Это обусловлено конфликтом с основным поставщиком – Россией. Была создана диверсифицированная модель импорта нефти. От этого пострадали отечественные нефтеперерабатывающие заводы, которые сегодня обеспечивают меньше 20% украинского рынка топлива.
Современная сеть заправочных станций
Поездка на машине невозможна без бензина или дизельного топлива, а также заправочных станций где они продаются. Первое появление украинских заправочных станций произошло в девяностые на основе АЗС бывшего СССР во время глобальной нехватки нефтепродуктов. Они не были похожи на современные станции с хорошим сервисом и сопутствующими услугами. Но это позволило предпринимателям освоить принцип работы бизнеса и разобраться в эффективности выбора локации АЗС.
Ближе к 2000 годам начали появляться крупные сети заправочных станций, такие как ВОГ, ОККО и другие. Со временем они поглощали друг друга, меняли названия, но продолжали работать. И если на начальном этапе развития сетевых игроков рынка насчитывалось не больше 2000 заправок, сегодня их количество перевалило за 7000 единиц. Они относительно равномерно распределились по Украине с более высокой плотностью в крупных населенных пунктах и на автомобильных магистралях.
Кто поставляет горючее в Украину?
Отечественные производители бензина и дизтоплива удовлетворяют внутренние потребности рынка не более чем на 20%. Остальное это экспорт из других стран. Среди основных игроков стоит выделить:
- Белорусскую нефтяную компанию занявшую половину украинского рынка своей продукцией. Причем поставки бензина превышают дизельное топливо на 5%. Основной упор белорусами сделан на доступную в плане стоимость нефти из России и близость расположения в географическом плане к Украине. При этом расценки для украинских АЗС выше чем для стран Европы.
- Группу «Приват» способную покрыть 16% поставок бензина и дизельного топлива. В цифрах это составило 1,3 миллиона тонн горючего. При этом основная часть приходится на продукцию «Укртатнафта», которая получает газовый конденсат и нефть у «Укрнафты». Также компания занимается поставкой нефти морским путем закупая ее в Казахстане и Азербайджане.
- Швейцарского поставщика – компанию Протон Энерджи. Доля поставок компании составляет чуть меньше 15%. Швейцарами были подхвачены активы украинского представителя «Роснефть».
- Польского игрока рынка нефтепродуктов – PKN Orlen. Компания постепенно утрачивает свои позиции в Украине, и ее доля с 2016 года снизилась с 11% до 8%.
В условиях жесткой конкуренции четыре основных игрока нефтяного рынка усилили контроль перемещения бензина и дизельного топлива, что позволило снизить контрабанду горючего всего до 6%. Пиратское топливо продолжает просачиваться в страну сквозь небольшие порты.
На сегодняшний день по утверждениям экспертов рынка, система, обеспечивающая Украину топливом, находится в равновесии за счет конкуренции нескольких поставщиков, а также способов поставки. Сегодня горючее поступает железнодорожным сообщением, по морю и по трубопроводам. А больше информации, где АЗС закупают топливо можно найти на сайте https://auto.ria.com/toplivo/wog/.
Особенности топлива на отечественных заправках
Когда в Украине появились первые заправочное станции качество реализуемого на них бензина и дизельного топлива определялось как чистое и грязное. Резкое увеличение на дорогах автомобилей импортного производства, которые очень требовательны к примесям в горючем, таким как свинец, сера и смолы вынудило некоторые заправочные станции завозить продукцию из стран Европы. Также встречались АЗС пытающиеся собственными силами улучшить качество горючего, что оборачивалось проблемами для импортных автомобилей украинцев.
Со временем была принята новая стандартизация нефтепродуктов. В соответствии с установленным ДСТУ на заправках можно продавать только неэтилированный бензин. Сегодня учитывая развитие сетевых АЗС, автомобилисты могут не переживать о качестве горючего. Конечно, это не касается неизвестных заправочных станций, которые пусть и редко, но встречаются. И если качество жидкости в бензобаке вызывает сомнения, то его можно поверить в условиях гаража:
- бензин наливается в прозрачную емкость и отстаиваться;
- тяжелые примеси и вода осаживаются и заметны на глаз;
- можно добавить марганцовку, если бензин станет Розовым значит в нем содержится вода.
Естественно такой способ проверки не позволяет выявить наличие присадок для увеличения октанового числа. А в остальном сегодня АЗС стараются закупать горючее у проверенных поставщиков чтобы удовлетворить спрос потребителей в качественном топливе.